РФ
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
18.06.2010 года г. Западная Двина № 36
Об утверждении Правил проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов и их проектов.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ "О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года, Федеральным законом № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 года
ПОСТАНОВЛЯЮ:
Глава администрации: Н.А.Боркова
Правила
проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов
1.1. Настоящим Регламентом устанавливается порядок:
- проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, издаваемых органами местного самоуправления на коррупциогенность (далее - антикоррупционная экспертиза), составления и направления заключений о коррупциогенности правовых актов и проектов правовых актов исполнительным органам и их должностным лицам;
- проведения независимой экспертизы проектов правовых актов на коррупциогенность, составления и направления экспертных заключений по результатам независимой экспертизы.
1.2. Антикоррупционная экспертиза направлена на выявление в правовых актах и проектах правовых актов коррупциогенных факторов.
1.3. Антикоррупционная экспертиза проводится на основе принципов, закрепленных в статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и согласно Методике.
1.4. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится в срок до трех дней со дня поступления проекта правового акта в уполномоченный орган на экспертизу. Указанный срок может быть продлен руководителем органа, указанного в пункте 2.1 настоящего Регламента.
Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится в срок до 15 дней со дня поступления правового акта на экспертизу.
2.1. Антикоррупционную экспертизу правовых актов, проектов правовых актов проводит комиссия по урегулированию конфликта интересов Западнодвинского сельского поселения.
2.2. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, в отношении которых уполномоченным органом проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.
2.3. В случае внесения изменений в проекты правовых актов, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных проектов должна быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза.
2.4. Правовые акты, проекты правовых актов направляются на антикоррупционную экспертизу:
- Главой администрации Западнодвинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области;
- председателем Совета депутатов Западнодвинского сельского поселения Западнодвинского района - в отношении правового акта, разработанного или принятого этим органом.
2.5. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующих нормативно- правовых актов Западнодвинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области принимается главой администрации Западнодвинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области.
2.6. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика).
III. Подготовка заключения о коррупциогенности правового акта,
проекта правового акта
3.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта комиссией по урегулированию конфликта интересов Западнодвинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области составляется мотивированное заключение о его коррупциогенности.
В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным органом осуществляется визирование проекта правового акта без составления заключения.
3.2. Заключение о коррупциогенности подписывается комиссией по урегулированию конфликта интересов Западнодвинского сельского поселения.
4.1. Заключение о коррупциогенности правового акта, проекта правового акта направляется органу или должностному лицу, направившему правовой акт, проект правового акта на антикоррупционную экспертизу, а также руководителю органа, издавшего правовой акт или разработавшего проект правового акта.
4.2. В случае установления коррупциогенности действующего нормативно-правового акта Западнодвинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области заключение направляется руководителю органа местного самоуправления, принявшего нормативно – правовой акт,.
В случае установления коррупциогенности проекта нормативно-правового акта, находящегося на рассмотрении в Совете депутатов Западнодвинского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области, заключение направляется органу, разработавшему проект нормативно-правового акта, для организации работы по внесению поправок в рассматриваемый проект в целях устранения выявленных коррупциогенных факторов.
4.3. Заключение подлежит обязательному рассмотрению в срок для НПА – 15 дней, для проектов – 10 дней.
В случае не согласия руководителя органа издавшего НПА с заключением о наличии коррупциогенных факторов. Заключение возвращается и рассматривается Советом депутатов поселения или главой администрации поселения..
5.1. Независимая экспертиза проектов правовых актов на коррупциогенность (далее - независимая экспертиза) проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими лицами и физическими лицами, принявшими решение о целесообразности проведения экспертизы проекта правового акта в инициативном порядке за счет собственных средств.
5.2. Срок проведения независимой экспертизы не может быть меньше срока, установленного для проведения антикоррупционной экспертизы в пункте 1.4 настоящего Регламента.
5.3 По результатам независимой экспертизы составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов, ведет журнал, где регистрируются нормативно-правовые документы. Ежеквартально комиссия по урегулированию конфликта интересов проводить мониторинг нормативно-правовых документов органов местного самоуправления.
Методика
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96)
Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления(их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.